Белин - Кызыл-Хем |
Отчет о пеше-водном путешествии пятой категории сложности по Бурятии и Туве |
1. Паспорт маршрута | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2. Общая часть | ||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Состав группы | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.2. Цель путешествия |
Целью путешествия являлось:
-
разведка
нового для нас района; -
исследование
возможности заброски на реку Тенгэсийн-Гол,
текущую через Монголию и впадающую
впоследствии в реку Шишигт-Гол,
являющийся в свою очередь притоком
Малого Енисея с Монгольской стороны. -
повышение
спортивно-туристской квалификации
участников -
составление
отчета для МГЦКТ. 3.3. Общая характеристика района
путешествия. Путешествие
проходило в
районе Южной Бурятии и Тувы. В основном
абсолютно незаселенные районы.
Реки этого района в большинстве
являются притоками Енисея. Местность
гористая с множеством рек, озер, ручьев
и водопадов при отсутствии тропы, может
оказаться труднопроходимой.
На высоте более 1500 метров часто
встречаются ледники и снежники, не
тающие в течение всего лета. 2.3.1.
Климат. Климат
в Туве и Бурятии континентальный,
отличающийся Холодной и
продолжительной зимой и сравнительно
коротким и жарким до 50 градусов летом. 2.3.2.
Растительность. Бурятия
и
Тува расположена в хвойно-лесной
таёжной и лесостепной зоне. В горной
части на высоте более 1500 метров
тундровая растительность и болота. В
тундровой зоне часто встречается
черемша, лук, родиола розовая и
различные другие лекарственные
растения. В таежной много пихты и кедра
а на полянах карликовые виды
деревьев. В степной зоне – обилие
разнотравья, в том числе и конопли,
сбором которой, к сожалению и
занимается коренное население.
2.3.3. Животный мир Среди
млекопитающих часто встречаются бурый
медведь, марал, кабарга, косуля, соболь,
рысь, куница, норка, хорек, росомаха,
барсук, выдра, бобёр, волк, лисица,
енотовидная собака. Птиц насчитывается
около 200 видов. Постоянно обитают
глухарь, тетерев, рябчик, куропатка,
орел беркут. Водоплавающие:
утки , гуси . Из рыб повсеместно
встречаются хариус, ленок, таймень, сиг,
налим. Леса и болота Тувы и Бурятии
населены всеми видами насекомых,
присущих таёжной полосе. В летнюю пору
появляется огромное количество
комаров, мошки, оводов.
3.
Подходы и сходы с маршрута. 3.1. Подъезд. Для
заброски на р. Малый Белин существует
несколько вариантов. Первый простой и
довольно дорогой – вертолетом из
города Кызыла. Цена вертолета около 38
тысяч в час. При заброске на вершину
Малого Белина требуется около трех с
половиной вертолетных часов. Второй
вариант заброски можно осуществить
через Иркутск и далее автомобильным
транспортом (желательно по
предварительной договоренности) до
поселка Орлик. А далее или пешком или на
лошадях. Наша группа воспользовалась
вьючными лошадями для доставки
катамарана и продуктов и в облегченном
весе продвигалась самостоятельно. Хотя…!!!
Вариант оказался сомнительным.
Проводники лошадей выбрали тропу по
которой было удобно идти лошадям, и для
нас это иногда было трудновато даже в
облегченном весе. 3.2.
Отъезд. Отъезд
возможен на попутке, что вполне реально
из поселка Эржей. В нем живут староверы
и для ХОРОШИХ !!! людей у них режим
вполне благоприятный. Доехать можно до
города Кызыл, из которого транспорт до
Москвы ходит раз в неделю. Так
же можно сплавиться пониже – это еще
один ходовой день до Даниловки близ
Сарыг-Сепа, из которого ходит рейсовый
автобус до Кызыла. Нашу
группу встречала машина, с которой мы
договорись заранее еще из Москвы, в
Даниловке и доставила в город Абакан,
из которого у нас уже были билеты на
самолет и поезд, это уже у кого какие
возможности и пожелания.
Билеты на месте купить сложно. 3.3.
Аварийный сход с маршрута. Аварийный сход с маршрута возможен только в поселке Уш-Бельдыр. Находится он в низовье реки Белин. Ориентиром служит пятнадцатиметровая треугольная скала на левом берегу на правом 90 градусов повороте реки. Над скалой есть тропа (идти влево) и километра через два будет вход на взлетную полосу аэропорта, из которого и возможен вылет в город Кызыл. ***************************** |
4. График маршрута |
|
5. Техническое описание маршрута |
09.07.2004г Первый
день нашего путешествия. Аэропорт
Шереметьево-1. Московское время 15-00.
Ждем посадку на самолет
Владивостокских авиалиний, следующий
по маршруту Москва – Иркутск –
Владивосток. Опоздание на полтора часа.
Но нам спешить некуда, в Иркутск должны
были прилететь 2 часа ночи, а теперь
получится в четыре. Нестрашно.
Регистрация, оформление багажа и
оружия прошло для нас успешно. В
разрешенные 20кг нам удалось вместить
наши 30)). 10.07.2004г. В
аэропорту города Иркутск нас встретил
Алексей Сырэнов – житель поселка Орлик.
Он приехал за нами на микроавтобусе,
чтобы доставить нас до Орлика, о чем мы
договаривались еще из Москвы. Ехали
долго, но нескучно. По дороге закупили
недостающие продукты. После въезда в
Бурятию часто останавливались на
Святых Местах. Буряты, которые ехали с
нами объясняли, что тут живет бог, и
окропляли эти самые места водкой (правда,
которую мы купили). Обряд показался нам
сомнительным. Когда у нас водка
кончилась…, окропления резко
сократились, а потом закончились вовсе.
В Орлик мы
прибыли около двух часов дня. Поселок
большой и проживают в нем только буряты,
русских мы не видели. Жители селения
праздновали какой-то большой праздник,
правда, не помню какой и по какому
поводу. Мы решили продолжить наше
путешествие. Расплатились за нашу
доставку по цене (5500), которую
обговаривали по телефону еще из Москвы,
и как оказалось потом – это в Бурятии
большая редкость. Менять условия на
ходу это в пределах местных правил и к
этому надо быть готовыми. Далее мы
договаривались двигаться на лошадях
вверх по реке Тиссе, но оказалось, что
лошади находятся в 90км вверх по реке и
добраться до них можно только на
автомобиле Урал. Это оказалось правдой.
Мы убедились, что другие монстры
внедорожники там не смогли пройти. Для
начала разговора предложили цену 12000р.
Сговорились на шести. Дорога проходила
по руслу Тиссы, уровень воды в которой
был в это время существенно выше
среднего. В некоторых местах во время
движения вода заливала кузов, в котором
мы и располагались. Катание по такой
дороге было увлекательным. Общее
мнение – деньги потрачены не зря. Костерок. Палатка. Сон. Ничего себе денечек!!!!!!
|
11.07.2004г.
|
12.07.2004г.
13.07.2004г. Вышли
около десяти. К обеду добрались до
перевала и истока реки Саган-Гол. 14.07.2004г. Вышли
около 10-00. Переправились через реку и
пошли на перевал к вершине Малого
Белина. На перевале два Озера.
Источники с какой-то газированной, с
сильным запахом сероводорода, водой и
снег. После употребления этой воды
Алексей избавился от изжоги !
До Монгольской границы два
километра. Заманчиво. Никаких
признаков присутствия пограничников
или кого еще нет. Было
предложение идти через Монголию, но
решили отложить затею до следующего
года. И попытаться по возможности
оформить документы на выход. Белин
начался с продолжительного водопада.
Около трех километров. Потом было
размытое русло, видимо после огромного
паводка. Река текла по завалам, прямо по
лесу разбиваясь на мелкие струйки. Идти
было довольно трудно. Стапелиться
решили на полянке из черемши. 15.07.2004г.
С утра строим катамаран. На правом
берегу деревьев мало. Ушло много
времени на поиски материала.
Подходящий материал для строительства
нашли на левом берегу. Закончили
строительство во второй половине дня.
Жара жуткая. Камни раскаленные,
невозможно дотронуться. Пить хочется
постоянно. Почти у всех болит горло от
постоянного употребления ледяной воды.
Часа в четыре погрузились и решили сплавиться немного. Сплав продолжался минуты три. Сюрприз. Водопадный участок. Как оказалось общей протяженностью около двух километров. Обнос представлялся почти невозможным. Вытащили катамаран на берег. И отправились на разведку. На правом берегу обнаружился крутой курумник. Левый берег имел снежник и непролазные заросли кустарника. После разведки обоих вариантов, решили идти по курумнику. Среди камней удалось разыскать древний проход. Тропа…, если ее так можно назвать, точнее место, где можно было пройти было отмечено маячками, представлявшими из себя небольшие пирамидки из камней. Мы сняли рюкзаки с катамарана, и пошли по указателям. Часа через полтора, прошли около трех километров, мы вышли к руслу Белина. Я вышел немного раньше других и потом пожалел об этом. На каменном островке я увидел метрах в пяти от себя медвежонка. Мамашу долго ждать не пришлось. Настроение немного ухудшилось. Не люблю когда рычат собаки, а когда медведица рычит и морщит нос… неприятное ощущение. Поставили палатку, оставили Настю на съедение медведям и пошли за катамараном. Идти решили по руслу реки, чтобы отработать вариант проводки катамарана… ничего не вышло. Водопад есть водопад. Разобрали катамаран. И потащили в лагерь. Пришли уже ночью часов в 12. Устали жутко. Настя не спала! Она готовилась вступить с медведем в неравную, рукопашную схватку, защищая общественное имущество! Завхоз есть завхоз! 16.07.2004г. 17.07.2004г. Начало
сплава около 10.00. Бесконечные завалы,
обносы, перетаскивания, пропиливания,
прорубания и так до обеда. К обеду
завалы закончились. Дальнейшие
километров около двадцати мы прошли
часа за полтора. Уклон на этом участке
более двадцати метров на километр.
Характер реки – сплошной порог на всем
протяжении. Поделить на какие то
отдельные участки не представляется
возможным, да и необходимости в этом
нет. Все отлично читается с воды.
Где то в середине порога есть
участок с негабаритным непроходом.
Обнос или проводка
возможны только по правому берегу.
Ширина реки маленькая, проблем с чалкой
нет. Часам к четырем началась гладкая
вода с непонятными направлениями
течения с большой скоростью, завалами и
разбивками на маленькие ручейки.
Создавалось впечатление, что река
поменяла русло. На одном из прижимов
был порван катамаран. Несколько дырок
общей длиной около двух метров. Задели
кормой вершину елки упавшей в воду.
Строение деревьев в тех местах
таково, что сучья растут вниз. В этом и
заключался мой просчет. Я думал
соскользнуть кормой по веткам, а там
оказались сучки загнутые в обратную
сторону. Встали на островке из мелкого
камня. Поставили палатку, разобрали
катамаран. Просушка, подготовка к
ремонту. Рыбачили. Хариус на блесну брал редко. По островку протекала протока шириной около метра. Там мы заметили Хариусов. Брать на блесну он отказывался. А вот от предложения чего угодно живого, мухи, муравья, или жука одетого просто на крючок с куском лески он отказаться не смог. С десяток килограммовых рыбин скрасили наш досуг. 18.07.2004г. Жара
жуткая. Клей сох моментально, не
успевали намазывать. Комаров при этом
еще больше. Раздеться нельзя по двум
причинам. Солнце и комары. С рыбой все в
порядке. Часам к двум ремонт закончен.
Решили продолжить движение. К
сожалению опять завалы. Несколько
обносов и слияние с Белин-Баженом. К вечеру пороги первый и второй и стоянка на левом берегу. Красиво. Рыба прыгает кругом. 19.07.2004г. Спокойная
река, гладкая вода, капитан шел обезьяной и
ловил с катамарана рыбу. Продвигались
мы существенно (раза в два) медленнее,
чем было описано в лоции Тульской
группы. Новенькая избушка напротив
озера оказалась много лет назад как
развалившейся. Перекусили у
несостоявшейся баньки, и пошли дальше.
Чуть ниже избушки встретили двух
рыбаков на казанке. Они оказались
вертолетчиками, потому и смогли вместе
со всем барахлом оказаться в тех местах.
Сплавлялись до полной темноты,
до бывшей базы геологов. Не советую
так поступать. Лучше разбить этот
участок хотя бы на два раза. Можно
остановиться в районе избушки напротив
озера. 20.07.2004г. 21.07.2004г. Поиск дороги занял около получаса. Дорога начинается над скалой, и идти следует влево. Идеальная площадка для лагеря на левом берегу перед скалой. Поставили лагерь, и пошли в поселок. Километра через два вышли на взлетную полосу двухкилометровку и по ней дошли до аэропорта. От аэропорта до курорта еще километра два. В Поселке есть горячие радоновые источники. Вода выведена в специальные ванны, в которых нам главврач курорта предложил искупаться, чем мы и заняли остаток дня. Так же в поселке есть магазин и столовая, правда в магазине очень мало чего можно купить. 22.07.2004г. 23.07.2004г. Вышли
в 11.00. Шли до порога «Три Черепахи». На
наш взгляд обычный типичный порог реки
Кызыл-Хем. Просто мы настороженно к
нему отнеслись после несчастных
случаев в 2003г .(пять человек) 24.07.2004г. 25.07.2004г. 26.07.2004г. 30.07.2004г. 31.07.2004г. Сплав.
Пороги Шуйский, Московский, Эржейская
бочка. Шли без просмотра. Ночевка в
Эржее.
01.07.2004г. Рандеву
с группой из Кызыла. Радиалка в Сизим.
Сплав. Стоянка в Усьть-Сизиме.
02.07.2004г. 03.07.2004г. За
нами пришла машина, заказанная еще из
Москвы. До Абакана ехали всю ночь, цена
7500. Из Даниловки ходит Автобус до
Кызыла. 04.07.2004г.
|
6. Удобные места для стоянок. |
|
7. Выводы и рекомендации. |
Маршрут
подбирался для путешествия по
ненаселенным районам Сибири с хорошей
рыбалкой, климатом и нетронутой
природой. Изначально планировалась
заброска по реке Тиссе в верховье Белин-Бажена.
К сожалению информация в центральном
клубе и интернете об этой реке сильно
устаревшая. В процессе заброски мы
изменили маршрут. Решили подниматься
вдоль монгольской границы к вершине
реки Малый
Белин. Информация об этом притоке
отсутствует или не была нами найдена в
традиционных источниках информации.
При заброске использовались лошади
нанятые
на Озере Дозор-Нур. До озера
добирались из Орлика на машине Урал по
руслу реки Тисса.
Мы пришли к выводу, что следует
гораздо тщательнее подходить к
процессу переговоров с проводниками по
поводу заброски. Это сэкономит и деньги
и время.
Особенность переговоров состоит в
том, что не всегда нужно доверять
советам
местных жителей.
В 2003 году. На реке Белин был
сильнейший паводок, в результате
которого изменилось русло реки. В
результате лоции из отчетов более
раннего периода, практически
непригодны.
Река для опытных экипажей не
представляет никаких трудностей. Идти
можно без просмотров. Все легко
читается с воды. Препятствия типичны, и
описывать каждое из них бессмысленно.
Однако следует заметить, что для
неопытной группы с опытом до четвертой
категории сложности,
прохождение данного маршрута не
рекомендуется. |