Белин - Кызыл-Хем
Отчет о пеше-водном путешествии пятой категории сложности по Бурятии и Туве

 

 

1. Паспорт маршрута

 

 N

 Наименование

Характеристики

 1.

Район путешествия

Бурятия, Тува

 2.

Сроки проведения

09.07. – 08.08.2004 г.

 3.

Протяженность маршрута:

Пешая часть

Водная часть

Радиалки и обносы

Итого

 

75

415

59

549

 4.

Количество дней на маршруте

30

 5.

Средства сплава

Катамаран 4-ка (2,0 м3) – 1 шт.

 6.

Категория сложности

Пятая

 7.

Основные препятствия, характеризующие сложность маршрута

Участок:

Озеро Дозор-Нур – исток реки Саган-Гол  -  второй водопад на реке Малый Белин

Пешая часть по пересеченной местности, с резкими подъемами, переправами, перевалы 2250 м.

Участок:

Река Малый Белин - слияние реки Белин-Бажен

Многочисленные завалы, обносы, 30-и километровый участок с уклоном около 20м/км

Участок:

Стрелка Белин-Бажена – Бельдыкский каскад

Два порога, тиши, спокойный участок

Участок:

Бельдыкский каскад – река Кызыл-Хем

Каскад порогов

Участок:

Река Кызыл-Хем до стрелки реки Каа-Хем

Шиверы, около 25-и порогов
пор. Интеграл

пор. 3 Черепахи

пор. Желоб

пор. Узкий

пор. Бахаревский

Участок:

Река Каа-Хем – поселок Эржей

Спокойные участки реки  с порогами

Панфиловский

Васильевский

Байбальский

Шуйский

Эржейская бочка

Участок:

Поселок Эржей – поселок Сарыг-Сеп

Спокойный участок с течением около 8км/час

 

 

 

 

 

4 к.с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 к.с.

 

 

 

 

 

 

 

3 к.с.

 

 

 

 

 

4 к.с.

 

 

 

 

 

4 к.с.

5 к.с.

4 к.с.

5 к.с.

5 к.с.

5 к.с.

 

 

 

 

 

5 к.с.

5 к.с.

5 к.с.

5 к.с.

5 к.с.

 

 

 

1 к.с.

 9.

Климат

Континентальный

10.

Материальные затраты на период похода (на 1 человека).

Проезд  до Иркутска (самолет)

Проезд до пос. Орлик (микроавтобус)

Проезд до оз. Дозор-Нур (Урал)

Заброска катамарана и продуктов в верховье Малого Белина (лошади)

Проезд от Сарыг-Сепа до Абакана

Проезд от Абакана до Москвы (поезд)

Продукты

Итого

 

 

3690

1100

1200

 

 900

 

1500

 

1600

3000

12990

 

2. Общая часть
2.1. Состав группы

 

Фамилия Имя Отчество

Год рождения

Туристская подготовка, опыт

Обязанности в группе

1.

Бимбирис Валентин Витаутасович

1961

СТП, СИП,

Руководство 4 к.с., участие 5 к. к.с.

Руководитель,

капитан катамарана

2.

Разумов Юрий Николаевич

1969

Участие 5 к.с.

Матрос катамарана,

ремонтник

3.

Меняев Алексей Николаевич

1970

Руководство 3 к.с., Участие 4 к.с.

 

Матрос катамарана,

ремонтник.

4.

Репко Анастасия Николаевна

1981

Участие 3 к.с.

Матрос катамарана, завхоз

5.

Сомов Константин Вячеславович

1987

Участие 3 к.с.

Матрос катамарана.

 

 

 

2.2. Цель путешествия

Целью путешествия являлось:

-        разведка нового для нас района;

-        исследование возможности заброски на реку Тенгэсийн-Гол, текущую через Монголию и впадающую впоследствии в реку Шишигт-Гол, являющийся в свою очередь притоком Малого Енисея с Монгольской стороны.

-        повышение спортивно-туристской квалификации участников

-        составление отчета для МГЦКТ.

 

3.3. Общая характеристика района путешествия.

Путешествие  проходило  в районе Южной Бурятии и Тувы. В основном абсолютно незаселенные районы.  Реки этого района в большинстве являются притоками Енисея. Местность гористая с множеством рек, озер, ручьев и водопадов при отсутствии тропы, может оказаться труднопроходимой.  На высоте более 1500 метров часто встречаются ледники и снежники, не тающие в течение всего лета.

 

 

2.3.1. Климат.

Климат в Туве и Бурятии континентальный, отличающийся Холодной и продолжительной зимой и сравнительно коротким и жарким до 50 градусов летом.

 

 

2.3.2. Растительность.

Бурятия и  Тува расположена в хвойно-лесной таёжной и лесостепной зоне. В горной части на высоте более 1500 метров тундровая растительность и болота. В тундровой зоне часто встречается черемша, лук, родиола розовая и различные другие лекарственные растения. В таежной много пихты и кедра  а на полянах карликовые виды деревьев. В степной зоне – обилие разнотравья, в том числе и конопли, сбором которой, к сожалению и занимается коренное население.

 

2.3.3. Животный мир

Среди млекопитающих часто встречаются бурый медведь, марал, кабарга, косуля, соболь, рысь, куница, норка, хорек, росомаха, барсук, выдра, бобёр, волк, лисица, енотовидная собака. Птиц насчитывается около 200 видов. Постоянно обитают глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, орел беркут. Водоплавающие:  утки , гуси . Из рыб повсеместно встречаются хариус, ленок, таймень, сиг, налим. Леса и болота Тувы и Бурятии населены всеми видами насекомых, присущих таёжной полосе. В летнюю пору появляется огромное количество комаров, мошки, оводов. 

 

3. Подходы и сходы с маршрута.

3.1. Подъезд.

Для заброски на р. Малый Белин существует несколько вариантов. Первый простой и довольно дорогой – вертолетом из города Кызыла. Цена вертолета около 38 тысяч в час. При заброске на вершину Малого Белина требуется около трех с половиной вертолетных часов. Второй вариант заброски можно осуществить через Иркутск и далее автомобильным транспортом (желательно по предварительной договоренности) до поселка Орлик. А далее или пешком или на лошадях. Наша группа воспользовалась вьючными лошадями для доставки катамарана и продуктов и в облегченном весе продвигалась самостоятельно. Хотя…!!! Вариант оказался сомнительным. Проводники лошадей выбрали тропу по которой было удобно идти лошадям, и для нас это иногда было трудновато даже в облегченном весе.

 

3.2. Отъезд.

Отъезд возможен на попутке, что вполне реально из поселка Эржей. В нем живут староверы и для ХОРОШИХ !!! людей у них режим вполне благоприятный. Доехать можно до города Кызыл, из которого транспорт до Москвы ходит раз в неделю.

Так же можно сплавиться пониже – это еще один ходовой день до Даниловки близ Сарыг-Сепа, из которого ходит рейсовый автобус до Кызыла.

Нашу группу встречала машина, с которой мы договорись заранее еще из Москвы, в Даниловке и доставила в город Абакан, из которого у нас уже были билеты на самолет и поезд, это уже у кого какие возможности и пожелания.  Билеты на месте купить сложно.

 

3.3. Аварийный сход с маршрута.

Аварийный сход с маршрута возможен только в поселке Уш-Бельдыр. Находится он в низовье реки Белин. Ориентиром служит пятнадцатиметровая треугольная скала на левом берегу на правом 90 градусов повороте реки. Над скалой есть тропа (идти влево) и километра через два будет вход на взлетную полосу аэропорта, из которого и возможен вылет в город Кызыл.

                                   *****************************

 

4. График маршрута

 

Дата

Дни пути

Участок маршрута

Км

Способ передвижения

Место ночевки

препятствия

Время выхода

Время прихода

Метеоусловия

09.07

1

Г. Москва –           г. Иркутск

4000

самолет

--

--

15.00

05.00

--

10.07.

2

Г. Иркутск – поселок Орлик – река Тисса – озеро Дозор-Нур

 

 

 

 

500

 

 

90

 

 

 

 

Мини-вен

 

Урал

 

 

 

 

Палатка, озеро Дозор-Нур

--

 

по руслу реки

 

 

06.00

 

15.00

14.00

 

21.00

Солнце +30

 

 

Дата

Дни пути

Участок маршрута

Км

Способ передвижения

Место ночевки

препятствия

Время выхода

Время прихода

Метеоусловия

11.00

3

Дневка, рыбалка.

 

Лежа в палатке

Озеро Дозор-Нур.

Храп товарищей

--

 

 

 

 

 

 

--

 

 

 

 

 

 

+30

12.07

4

0з. Дозор-Нур – река Саган-Гол

 

25

 

 

 

Пешк.

На стрелке правом притоке

Крутые подъемы, переправы через реку

10.00

19.00

30

13.07

5

Река Саган-Гол – река Зун-Обо-Гол

30

пеш

ком

На впадении правого притока

Перевал 2250

10.00

20.00

Солнечно, +30

14.07

6

Река Зун-Обо-Гол – река Малый Белин

20

Пеш

ком

Перед большим сыпучим прижимом справа

Перевал 2200 заросли травы и кустарника, крутой затяжной спуск, переправы через реку

10.00

19.00

Солнечно, +35

15.07

7

Стапель

 

 

 

Не из чего строить

 

 

 

 

 

 

+35

16.07

8

Обнос водопда

5

Пеш

ком

После водопада

Водо

пад

10.00

19.00

+40

17.07

9

Малый Белин – Стрелка реки Белин

30

Сплав

 

 

 

Остров

Стрелка Белина

Завалы,

Уклон

600м на 20км сплош

ной порог с одним негабаритным непрохо

дом

09.00

18.00

+40

18.07

10

Ремонт катамарана Стрелка Белина – второй порог Белина

15

сплав

Левый берег после второго порога

Завалы

1-й и 2-й пороги Белина

16.00

19.00

Солнце +30

19.07

11

Второй порог – база геологов

50

сплав

На левом берегу не доходя 1 км до базы геологов

Нет препядствий

10.00

23.00

Ясно, +25

20.07

12

База геологов – порог Змейка

25

сплав

На пороге Ворота на левом берегу

Пороги,

шиверы

11.00

18.00

+25

21.07

13

Порог змейка – дорога на Уш-Бельдыр – пос. Уш-Бельдыр

20

 

 

12

Сплав

 

 

Пеш

ком

Начало дороги на  Уш-Бельдыр

шиверы

10.00

 

 

14.00

14.00

 

 

20.00

+30

 

 

 

22.07

14

Радиалка в Уш-Бельдыр – пятый порог Кызыл-Хема

12

 

25

Пеш

Ком

сплав

После пятого порога на левом берегу

Шиверы, пороги

 1-5

10.0

 

 

14.0

14.00

 

 

18.00

+30

 

 

+30

23.07

15

Порог №5 – порог 3 черепахи

35

сплав

Порог 3 черепахи

Шиверы

Пороги №5 -№13

10.00

16.00

Пасмурно

+25

24.07

16

дневка

-

Ре-монт

Порог 3 черепахи

--

 

 

Жарко +40

25.07

17

З черепахи – река Каа-Хем правый приток

65

Сплав 

Остров напротив правого

притока

Шиверы, пороги №14-№24

Бахаревский

10.00

22.00

Пасмурно 25

26.07

18

До деревни Унжей

20

сплав

Дер.

Унжей

шиверы

11.00

13.00

Солнце +30

27.07

19

Дневка, радиалка

10

Пеш

ком

Унжей

 

 

 

Солнце+25

28.07

20

 Сенокос, охота

20

Пеш

ком

Унжей

 

 

 

Солнце +30

29.07

21

Дневка, баня

 

 

Унжей

 

 

 

Пасмурно +25

30.07

22

Унжей –река Шуй

55

сплав

Перед пор.Шуйский

порог

25 -27

10.00

21.00

Солнце +25

31.07

23

Р.Шуй -  пос.Эржей

20

сплав

Дер.

Эржей

порог

28-32

10.00

14.00

Солнце +30

01.08

24

Эржей –

Усть-Сизим

10

сплав

Усть-Сизим

--

17.00

18.00

Солнце +25

04.08 –07.08

 

27-30

Г.Абакан –г.Москва

 

поезд

поезд

 

 

 

 

02.08

25

Усть-Сизим –

Даниловка

45

Сплав

антистапель

Даниловка

--

 

 

 

03.08

26

Даниловка -Абакан

550

автмобиль

автомобиль

 

20.00

05.00

 

27-30

Г.А

5. Техническое описание маршрута

09.07.2004г

Первый день нашего путешествия. Аэропорт Шереметьево-1. Московское время 15-00. Ждем посадку на самолет Владивостокских авиалиний, следующий по маршруту Москва – Иркутск – Владивосток. Опоздание на полтора часа. Но нам спешить некуда, в Иркутск должны были прилететь 2 часа ночи, а теперь получится в четыре. Нестрашно. Регистрация, оформление багажа и оружия прошло для нас успешно. В разрешенные 20кг нам удалось вместить наши 30)).

10.07.2004г.

В аэропорту города Иркутск нас встретил Алексей Сырэнов – житель поселка Орлик. Он приехал за нами на микроавтобусе, чтобы доставить нас до Орлика, о чем мы договаривались еще из Москвы. Ехали долго, но нескучно. По дороге закупили недостающие продукты. После въезда в Бурятию часто останавливались на Святых Местах. Буряты, которые ехали с нами объясняли, что тут живет бог, и окропляли эти самые места водкой (правда, которую мы купили). Обряд показался нам сомнительным. Когда у нас водка кончилась…, окропления резко сократились, а потом закончились вовсе. В  Орлик мы прибыли около двух часов дня. Поселок большой и проживают в нем только буряты, русских мы не видели. Жители селения праздновали какой-то большой праздник, правда, не помню какой и по какому поводу. Мы решили продолжить наше путешествие. Расплатились за нашу доставку по цене (5500), которую обговаривали по телефону еще из Москвы, и как оказалось потом – это в Бурятии большая редкость. Менять условия на ходу это в пределах местных правил и к этому надо быть готовыми. Далее мы договаривались двигаться на лошадях вверх по реке Тиссе, но оказалось, что лошади находятся в 90км вверх по реке и добраться до них можно только на автомобиле Урал. Это оказалось правдой. Мы убедились, что другие монстры внедорожники там не смогли пройти. Для начала разговора предложили цену 12000р. Сговорились на шести. Дорога проходила по руслу Тиссы, уровень воды в которой был в это время существенно выше среднего. В некоторых местах во время движения вода заливала кузов, в котором мы и располагались. Катание по такой дороге было увлекательным. Общее мнение – деньги потрачены не зря.

Очередная остановка на очередном Святом Месте. Просьба, правда тон больше походил на требование, в выделении очередной дозы водки или спирта для «окропления» была уверенно пресечена. И вот долгожданное озеро Дозор-Нур. В реке прыгали хариусы. Пробовали ловить но, к сожалению неудачно. Несколько мелких экземпляров и все. Сделали пятиминутку – свежесоленый хариус быстрого приготовления.

 Костерок. Палатка. Сон. Ничего себе денечек!!!!!!

 

11.07.2004г.

Рыбалка была хорошей, хариус некрупный, до полкило, за то почти на каждый заброс. Брал на мушку связанную….. ну кто ловит хариуса, знает из чего)))))) Способ древний и простой, лобковый волос и шерстинка из носка. Блесну в основном игнорировал. Несколько раз подходили местные буряты, с предложением обсудить дальнейший план нашей заброски. В результате переговоров цена за лошадь-день увеличилась с 200 до 800 рублей. Кроме того, убедили нас двигаться не на Белин-Бажен , а на Малый Белин , поднимаясь по реке Саган-Гол к монгольской границе. Сошлись на четырех с половиной тысячах за заброску катамарана и основной части продуктов к началу сплава по Малому Белину.

 

12.07.2004г.

Маршрут начался с переправы нас на левый берег Тиссы на худенькой резиновой лодченке.  Далее нас ждал увлекательный километров на пять подъем по заболоченному стланику среди частых жиденьких сосенок, очень напоминающий северную часть Карелии. Устали сильно. Жара была градусов под сорок. К обеду вышли к руслу реки Саган-Гол. Дорога стала ровнее, меньше крутых подъемов. Идти стало легче. В русле реки местами лежали ледники, хотя жара была около сорока градусов. Прошли километров 25-30 и встали на ночевку на правом берегу.

 

13.07.2004г.

Вышли около десяти. К обеду добрались до перевала и истока реки Саган-Гол.

На перевале небольшое озерцо. Рыбы в нем нет. Искупались (вода нежаркая…) сделали обед. Собрали немного Золотого корня. И стали спускаться с перевала в долину реки Зун-Обо-Гол. Ночевку сделали на правом берегу Зун-Обо-Гола. Пытались рыбачить – ничего у нас не вышло.

14.07.2004г.

Вышли около 10-00. Переправились через реку и пошли на перевал к вершине Малого Белина. На перевале два Озера. Источники с какой-то газированной, с сильным запахом сероводорода, водой и снег. После употребления этой воды  Алексей избавился от изжоги !   До Монгольской границы два километра. Заманчиво. Никаких признаков присутствия пограничников или кого еще нет.  Было предложение идти через Монголию, но решили отложить затею до следующего года. И попытаться по возможности оформить документы на выход. Белин начался с продолжительного водопада. Около трех километров. Потом было размытое русло, видимо после огромного паводка. Река текла по завалам, прямо по лесу разбиваясь на мелкие струйки. Идти было довольно трудно. Стапелиться решили на полянке из черемши.

Заночевали на ней же.

15.07.2004г. С утра строим катамаран. На правом берегу деревьев мало. Ушло много времени на поиски материала. Подходящий материал для строительства нашли на левом берегу. Закончили строительство во второй половине дня. Жара жуткая. Камни раскаленные, невозможно дотронуться. Пить хочется постоянно. Почти у всех болит горло от постоянного употребления ледяной воды.  

Часа в четыре погрузились и решили сплавиться немного. Сплав продолжался минуты три. Сюрприз. Водопадный участок. Как оказалось общей протяженностью около двух километров. Обнос представлялся почти невозможным. Вытащили катамаран на берег. И отправились на разведку.  На правом берегу обнаружился крутой курумник. Левый берег имел снежник и непролазные заросли кустарника. После разведки обоих вариантов, решили идти по курумнику. Среди камней удалось разыскать древний проход. Тропа…, если ее так можно назвать, точнее место, где можно было пройти было отмечено маячками, представлявшими из себя небольшие пирамидки из камней.  Мы сняли рюкзаки с катамарана, и пошли по указателям. Часа через полтора, прошли около трех километров, мы вышли к руслу Белина. Я вышел немного раньше других и потом пожалел об этом. На каменном островке я увидел метрах в пяти от себя медвежонка. Мамашу долго ждать не пришлось. Настроение немного ухудшилось. Не люблю когда рычат собаки, а когда медведица рычит и морщит нос… неприятное ощущение.

 

Поставили палатку, оставили Настю на съедение медведям и пошли за катамараном. Идти решили по руслу реки, чтобы отработать вариант проводки катамарана… ничего не вышло. Водопад есть водопад.  Разобрали катамаран. И потащили в лагерь. Пришли уже ночью часов в 12. Устали жутко. Настя не спала! Она готовилась вступить с медведем в неравную, рукопашную схватку, защищая общественное имущество! Завхоз есть завхоз!

16.07.2004г.

Спали долго и весь день собирали катамаран заново.

17.07.2004г.

Начало сплава около 10.00. Бесконечные завалы, обносы, перетаскивания, пропиливания, прорубания и так до обеда. К обеду завалы закончились. Дальнейшие километров около двадцати мы прошли часа за полтора. Уклон на этом участке более двадцати метров на километр. Характер реки – сплошной порог на всем протяжении. Поделить на какие то отдельные участки не представляется возможным, да и необходимости в этом нет. Все отлично читается с воды.  Где то в середине порога есть участок с негабаритным непроходом. Обнос или проводка  возможны только по правому берегу. Ширина реки маленькая, проблем с чалкой нет. Часам к четырем началась гладкая вода с непонятными направлениями течения с большой скоростью, завалами и разбивками на маленькие ручейки. Создавалось впечатление, что река поменяла русло. На одном из прижимов был порван катамаран. Несколько дырок общей длиной около двух метров. Задели кормой вершину елки упавшей в воду.  Строение деревьев в тех местах таково, что сучья растут вниз. В этом и заключался мой просчет. Я думал соскользнуть кормой по веткам, а там оказались сучки загнутые в обратную сторону. Встали на островке из мелкого камня. Поставили палатку, разобрали катамаран. Просушка, подготовка к ремонту.  

Рыбачили. Хариус на блесну брал редко. По островку протекала протока шириной около метра. Там мы заметили Хариусов. Брать на блесну он отказывался. А вот от предложения чего угодно живого, мухи, муравья, или жука одетого просто на крючок с куском лески он отказаться не смог. С десяток килограммовых рыбин скрасили наш досуг.

18.07.2004г.

Жара жуткая. Клей сох моментально, не успевали намазывать. Комаров при этом еще больше. Раздеться нельзя по двум причинам. Солнце и комары. С рыбой все в порядке. Часам к двум ремонт закончен. Решили продолжить движение.

К сожалению опять завалы. Несколько обносов и слияние с Белин-Баженом.  

К вечеру пороги первый и второй и стоянка на левом берегу. Красиво. Рыба прыгает кругом.

19.07.2004г.

Спокойная река, гладкая вода, капитан шел обезьяной и ловил с катамарана рыбу. Продвигались мы существенно (раза в два) медленнее, чем было описано в лоции Тульской группы. Новенькая избушка напротив озера оказалась много лет назад как развалившейся. Перекусили у несостоявшейся баньки, и пошли дальше. Чуть ниже избушки встретили двух рыбаков на казанке. Они оказались вертолетчиками, потому и смогли вместе со всем барахлом оказаться в тех местах. Сплавлялись до полной темноты,  до бывшей базы геологов. Не советую так поступать. Лучше разбить этот участок хотя бы на два раза. Можно остановиться в районе избушки напротив озера.

А нам пришлось встать абы где

20.07.2004г.

встали часов в 8. Место противное. Собрались минут за 30 если не быстрее . База геологов расположена в неудобном месте. Вставать лучше не доходя базы километра три, на правом берегу есть возвышенность. Первая после болот. Бельдыгский каскад шли без просмотра, Встали на пороге Змейка с обеда. Полудневка, комаров мало.

21.07.2004г.

Вышли в 11.00. Часам к двум подошли к треугольной пятнадцатиметровой скале на левом берегу на правом крутом повороте реки. Отсюда по описанию должна быть дорога на Уж-Бельдыр.

Поиск дороги занял около получаса. Дорога начинается над скалой, и идти следует влево. Идеальная площадка для лагеря на левом берегу перед скалой. Поставили лагерь, и пошли в поселок. Километра через два вышли на взлетную полосу  двухкилометровку и по ней дошли до аэропорта. От аэропорта до курорта еще километра два. В Поселке есть горячие радоновые источники. Вода выведена в специальные ванны, в которых нам главврач курорта предложил искупаться, чем мы и заняли остаток дня. Так же в поселке есть магазин и столовая, правда в магазине очень мало чего можно купить.

22.07.2004г.

Сплавляться начали в 14.00. Дошли до шестого порога Кызыл-Хема. Пороги не просматривали. Валы и бочки в порогах были большими, но с воды легко читались и обходились. Встали после шестого порога. Ни одного комара. Наконец-то отдохнули от них.

23.07.2004г.

Вышли в 11.00. Шли до порога «Три Черепахи». На наш взгляд обычный типичный порог реки Кызыл-Хем. Просто мы настороженно к нему отнеслись после несчастных случаев в 2003г .(пять человек)

Стоянка на пороге слева.

24.07.2004г.

Дневка. На солнце разорвало заплату на катамаране. Ремонт. Комаров сначала не было, а потом как оказалось самая комариная стоянка за этот поход.

25.07.2004г.

Начало сплава 10.00. Типичные пороги Кызыл-Хема. Шли без просмотра Стрелка Каа-Хема. Стоянка, на острове не доходя километров пять до Унжея. Шли до 22.00.

26.07.2004г.

Сплав. На правом берегу через километр после впадения реки Унжей деревня староверов. Живут там 6 человек. Сивковы. У них мы остановились на три дня.

30.07.2004г.

Сплав. Порог Панфиловский, Васильевский, Байбальский.   Байбальский просматривали. Проходили по правой стороне. Стоянка на впадении реки Шуй. На поляне много клубники.

31.07.2004г.

Сплав. Пороги Шуйский, Московский, Эржейская бочка. Шли без просмотра. Ночевка в Эржее.  

01.07.2004г.

Рандеву с группой из Кызыла. Радиалка в Сизим. Сплав. Стоянка в Усьть-Сизиме. 02.07.2004г. 02.07.2004г.

Сплав по ровной воде. Скорость течения около 8км\час. Антистапель в Даниловке. Общение с местными желательно свести к нулю. Вещи не разбрасывать.

03.07.2004г.

За нами пришла машина, заказанная еще из Москвы. До Абакана ехали всю ночь, цена 7500. Из Даниловки ходит Автобус до Кызыла.

04.07.2004г.

Поезд Абакан – Москва.

 

 

6. Удобные места для стоянок.

N

         Расположение стоянок

Рельеф, тип местности

Расстояние от предыдущей стоянки, км

1.

Озеро Дозор-Нур

Лужайки с короткой газонной травой.

        -----

2.

Правый берег на стрелке с правым притоком

Ровный, лесотурдра

25

3.

Река Зун-Обо-Гол

Ровный участок, тундра.

30

4.

Река Малый Белин после второго водопада на левом берегу.

Высокий берег(2м), тайга, бурелом.

20

5.

Стрелка Белин-Бажен

Галечные или песочные острова или полуострова. Тайга, бурелом, кругом вода.

25

6.

После второго порога Белина.

Сухой,  песчаный берег.

10

7.

Разрушеный охотничий домик на правом берегу напротив озера на левом берегу

Высокий 10м берег

Лес, поляна у домика.

25

8.

Высокий берег с правой стороны после окончания заболоченного участка.

Болотистая, высокий (10м) песчаный берег на правом берегу

25

9.

У дороги на Уш-Бельдыр. Ориентир – пятнадцатиметровая треугольная скала на левом берегу на правом повороте реки.

Оборудованная стоянка.

20

10.

Порог три черепахи.

Песчаный пляж, Огромные камни с ваннами с водой внутри.

35

11.

Унжей. Деревня староверов.  Тут места хорошие, но нужно договориться с хозяевами.

 

70

 

 

7. Выводы и рекомендации.

          Маршрут подбирался для путешествия по ненаселенным районам Сибири с хорошей рыбалкой, климатом и нетронутой природой. Изначально планировалась заброска по реке Тиссе в верховье Белин-Бажена. К сожалению информация в центральном клубе и интернете об этой реке сильно устаревшая. В процессе заброски мы изменили маршрут. Решили подниматься вдоль монгольской границы к вершине реки Малый  Белин. Информация об этом притоке отсутствует или не была нами найдена в традиционных источниках информации. При заброске использовались лошади нанятые  на Озере Дозор-Нур. До озера добирались из Орлика на машине Урал по руслу реки Тисса.  Мы пришли к выводу, что следует гораздо тщательнее подходить к процессу переговоров с проводниками по поводу заброски. Это сэкономит и деньги и время.  Особенность переговоров состоит в том, что не всегда нужно доверять советам  местных жителей.

   В 2003 году. На реке Белин был сильнейший паводок, в результате которого изменилось русло реки. В результате лоции из отчетов более раннего периода, практически непригодны.

  Река для опытных экипажей не представляет никаких трудностей. Идти можно без просмотров. Все легко читается с воды. Препятствия типичны, и описывать каждое из них бессмысленно. Однако следует заметить, что для неопытной группы с опытом до четвертой категории сложности,  прохождение данного маршрута не рекомендуется.

Используются технологии uCoz